Продолжаю цикл статей про техники памяти. И сегодня познакомлю вас с замечательной техникой запоминания. Это игровая техника запоминания “Якорь”.
Эта игра очень хороша тогда, когда вам или вашему ребенку нужно сделать какое-то дело, но не прямо сейчас. То есть, необходимо сделать какое-то дело, например, когда вы придете домой с работы.
“Хорошо, сделаю после работы”, — думаете вы. Но после работы еще нужно вспомнить об этом деле. И не всегда это удается.
Или надо не забыть что-то сделать, когда ребенок придет из школы и будет делать уроки.
Например, в школе детям дают задание, что завтра нужно принести в школу тетрадку. Как не забыть это? Сразу в школе, когда им об этой тетрадке сказали, они эту тетрадку в портфель положить не могут. А когда они приходят домой, то уже про эту тетрадку могут и не вспомнить.
И вот техника запоминания “Якорь” очень здорово помогает вспомнить нужные дела. Даже если для этого нужно будет включить память немножечко позже.
На самом деле, мы включаем не память. Мы включаем образы.
А с образами мы уже с вами умеем работать — представлять то, чего нет, накладывать разные образы туда, где их, на самом деле, не существует.
Как работает техника запоминания «Якорь»
Давайте подробно рассмотрим, как работает техника запоминания “Якорь”.
В вашем доме обязательно есть такие вещи, которые всегда находятся на своем месте. Или есть действия, которые прочно, до автоматизма зафиксированы в памяти.
Вы никогда не забудете, что вам нужно, например, зайти на кухню, чтобы поесть. Или зайти в ванную, если вам нужно будет вымыть руки. Или что нужно нажать на выключатель, чтобы включить вечером свет.
И поэтому, если вашему ребенку, например, поручили положить завтра в портфель просто одну тоненькую зелененькую тетрадочку, чтобы на следующем уроке математики она обязательно была на парте, научите своего ребенка сделать одну простую вещь. А именно — представить эту зелененькую тетрадочку дома в том месте, куда он гарантированно зайдет.
Причем, представлять ее нужно не на столе или на полке, где она должна лежать. Представить ее нужно там, где ее трудно себе представить, где в норме она лежать не может.
Ну, например, ребенок, вернувшись с прогулки, обязательно пойдет мыть руки в ванную комнату. И пусть он заранее представит, что, как только он войдет в ванную комнату, прежде чем увидеть умывальник, прежде чем включить воду, он сразу же включит свет. И сразу же увидит тоненькую зеленую тетрадку прямо в раковине для мытья рук.
Конечно, когда он вернется домой не в воображении, а на самом деле, зайдя в ванную комнату и подойдя к раковине для мытья рук, он обязательно вспомнит про тетрадку, которую нужно положить в портфель. И он на самом деле с огромной долей вероятности не забудет положить ее в портфель.
Что нужно для того, чтобы использовать технику запоминания «Якорь»
Что нужно для того, чтобы использовать технику запоминания “Якорь”? Прежде всего, нужно обладать хорошим воображением.
Прямо сейчас представьте свою ванную комнату. Представьте зеркало, которое там, скорее всего, висит. И в зеркале отражается тетрадка. Это может быть и не зеркало, а какая-нибудь полочка, где тетрадка танцует и кривляется. Или, может быть, вы сможете приспособить свою тетрадочку прямо на кран с водой.
Можно представить что угодно, даже самое неожиданное и абсурдное место размещения этой тетрадки. Чем неожиданней и абсурдней — тем лучше запоминание.
Вы наверняка обратили внимание на то, что для того, чтобы вспомнить образ, особых усилий не требуется. Требуется некоторое усилие, чтобы этот образ создать.
То есть, мы должны пофантазировать немножко и совместить какие-то вещи, которые вроде бы несовместимы. Представить их ярко, в цвете, в движении.
И когда этот образ уже в голове сложился, то в нужный момент он возникает сам. И вам даже не нужно тратить никаких усилий для того, чтобы эти образы вспомнить.
Поверьте, это работает очень здорово. Особенно у детей, так как дети отлично фантазируют. Им очень легко делать такие вещи. И они с огромным удовольствием будут пользоваться техникой запоминания “Якорь”, если вы их этому научите.
А теперь потренируемся
Вспомните сейчас какую-нибудь вещь, которую вам надо было сделать уже давно, но вы все время забываете. Например, оплатить какой-нибудь счет или взять с собой какую-то вещь, которую вы забываете брать с собой, выходя из дома.
И представьте, что вы кладете эту вещь прямо на кухонный стол, где вы сегодня будете обедать или ужинать. И вот прямо на вашем кухонном столе эта штука сейчас лежит.
Сделайте эту вещь в вашей визуализации большего размера. Если она маленькая, увеличьте ее так, чтобы она стала большой. Положите ее на огромный поднос или в вазу, например, в которую вы обычно кладете фрукты.
Итак, мысленно представьте на своем обычном столе огромную красивую вазу и лежащую в ней эту самую вашу вещь, которую надо запомнить, невероятно большого размера. Это пока все, что нужно сделать.
Если вам удалось хорошо представить себе запоминаемую вещь в необычных обстоятельствах на кухне, то, когда пройдет некоторое время и вы вернетесь на кухню, то будете удивлены, что представленная вами картина с вещью явственно всплывет в вашей памяти. Даже вспоминать про нее не надо.
Да, техника запоминания “Якорь” творит чудеса. Я желаю вам успешного применения этой техники, потому что она очень здорово облегчает жизнь.
Про технику запоминания “Якорь”, еще одну полезную технику для развития памяти, вам рассказала педагог Мария Владимировна Царенок.