Развитие памяти у детей. Игра “Наложение”, чтобы развивать детям память

Еще одна игра на развитие памяти у детей. Вашему вниманию —  игра “Наложение”, чтобы развивать детям память.

Развитие памяти у детей

Тест на запоминание слов

Но прежде, чем приступить к этой игре, давайте сделаем небольшой тест. Я предложу вам запомнить несколько слов.

Вот эти слова, их всего 10:
Дом
Лето
Учитель
Машина
Забота
Телефон
Доброта
Ум
Кукла
Дождь

А теперь ответьте на вопрос: сколько из этих слов вы смогли запомнить?
У каждого из нас свой результат такого теста.

Такой тест я однажды тоже прошла. Психологи, которые давали этот тест, утверждали, что если мы смогли запомнить от 8 до 10 слов, то у нас отличная память.

Если запомнили от шести до восьми слов, то память так себе. А если результат запоминания ниже 6 слов из 10, то с нашей памятью все не очень хорошо.

У меня тогда по результатам этого теста была только шестерочка. И, естественно, я сильно расстроилась. Но после этого познакомилась с одной из техник, которая позволила мне запоминать очень большое количество слов буквально с первого раза.

Новая технология запоминания

Именно с этой техникой я хочу и вас сегодня познакомить. Чтобы у вас, и у ваших детей никогда не было никаких переживаний по поводу того, что вы чего-то не можете запомнить.

Возможность запоминания информации зависит от того, как мы воспринимаем эту информацию. От того, как мы умеем систематизировать, выстраивать логические цепочки, связывать ее с определенными образами.

Да, запоминание — это не когда память просто что-то поймала. Развитие памяти у детей и не только у детей — это специальные технологии запоминания.

Эти технологии развития памяти обязательно нужно использовать. И не надо бояться, что это что-то сложное “не для средних умов”. Есть и совершенно простые приемы, которые вполне можно применять в игровой форме. Пример такой игры — “Волшебный короб” в этой статье.

Игра «Наложение

И сегодняшняя игра “Наложение” тоже содержит эффективный прием, чтобы развивать детям память. Эта игра парадоксальная. В ней мы будем создавать смешные нетрадиционные образы.

Зачем?

Чудо запоминания происходит тогда, когда мы испытываем чувства удивления и удовольствия. Дело в том, что наш мозг совершенно спокойно пропускает обыденную и скучную информацию. На том, что ему кажется привычным, он совершенно не фокусирует внимание.

А то, что кажется необычным, отпечатывается в мозге, потому что становится ярким впечатлением, переживанием. Поэтому все то, что связано с яркими впечатлениями, откладывается в памяти намного лучше.

Рассматриваем картинки

Я вам сейчас предложу рассматривать картинки. И на каждую картинку мы будем накладывать какую-то еще свою картинку с изображением предмета.

Я опять предложу вам набор слов, как и в начале статьи. Но теперь мы эти слова попробуем каким-то образом “прицепить” к той картинке, которую мы рассматриваем.

Картинок будет 15. И слов тоже будет 15 слов. И стараться запоминать эти слова не нужно. Мы просто будем “накладывать” их на эту картинку.

Я хочу, чтобы во время игры вам и вашим детям было приятно рассматривать красивую живопись. Поэтому для начала подобрала картину братьев-художников Виктора и Аполлинария Васнецовых.

Но это пока просто предварительная картинка, чтобы вы могли потренироваться. Потом вы сами будете подбирать и слова, и изображения для наложения.

Тренировочное слово «башмак»

Итак, представим, что мы пришли на прекрасный пруд. И предлагаю вам первое тренировочное слово для запоминания —  слово “башмак”.

Понятное дело, что на этом пруду башмаки просто так не валяются. Поэтому нам нужно его приложить к этой картине для того, чтобы слово запомнилось лучше. Нужно сделать его, например, очень большим или вот с такими дырявыми заплатками.

Башмак на пруду

Детям очень нравятся смешные образы. Поэтому можно представить себе этот же самый башмак, но в действии. Например, вы пришли на пруд, была тишина, и вдруг прямо перед вами с березы свалился огромный башмак.

Возможно, что он свалился в воду, и после этого разлетелись брызги. И теперь он, как необычный, странный парусник, который с огромным удовольствием плывет по воде и вам очень нравится.

То есть, мы будем соотносить слова с картинками. Этим словам на картинке надо будет найти какое-то место или связать слово с картинкой с помощью какого-то действия. В этой связи должна просматриваться какая-то логика. Но лучше не обычная логика, а как можно более неожиданная и смешная.

Еще пример. Вот на эту картинку я предлагаю сейчас наложить слово “башня”.

Картинка для слова "башня"

Представьте себе любую башню, которая только приходит
вам в голову. Может быть, это будет телевизионная башня, а может — большой небоскреб. И вы, например, можете представить, как ковер-самолет летает вокруг этой башни. Или наоборот, ковер-самолет просто, пролетая, задел ее.

Вы вполне можете представить свой образ, это не обязательно должен быть тот, про который я говорю.

Картинка для слова "заяц"

На эту картинку мы с вами наложим слово “заяц”. Где он здесь может спрятаться? Вот зайца здесь нет. Можно представить, что он просто спрятался в траве. Совсем не обязательно, что он здесь и прямо сейчас должен скакать перед нами. Возможно, что он боится этих больших богатырей и просто тихонечко сидит себе и не показывается. Так тоже можно.

А сейчас слово «огурец»

Картинка для слова "огурец"

На эту картинку мы накладываем слово “огурец”. Но понятно, что огурец здесь совсем не к месту, никому не нужен. Но, тем не менее, давайте представим себе какую-нибудь неожиданность, которая могла произойти, из-за которой здесь мог бы появиться аппетитный зелененький свеженький огурчик. Может быть он мог бы поднять настроение хотя бы одной из этих красавиц на картине?

Следующая картина.

Картинка для слова директор

Что бы здесь изменилось,  когда к этой картине мы прицепим слово “директор”? Как вы думаете, кто из этих веселых музыкантов мог бы быть директором? Или что бы они стали делать, если бы их директор появился здесь прямо сейчас, в разгар их увлекательного танца?

И последняя картинка.

Картинка для слова "чемодан"

На эту картину давайте поместим слово “чемодан”. Где он будет лучше всего помещаться, чтобы запомниться? Возможно, под лавкой. А возможно — еще где-нибудь.

Таких забавных ассоциаций можно придумать много.

Теперь новый список слов:
Башмак
Танк
Печь
Рот
Шар
Ключ
Клоун
Балалайка
Очки
Солнце
Рыбка
Пружина
Самолет
Мяч
Батут
Ведро

Удалось ли вам сейчас представить эти образы? Если удалось, то давайте проверим, как они запоминаются.

Мальчик Марк сыграл в эту игру “Наложение” на развитие памяти у детей с этими словами. Ниже — ссылка на то, что у него получилось. Марк с мамой оформил свою игру в виде презентации. Скачайте ее ниже и посмотрите.

Презентация мальчика Марка

Скачать презентацию (без регистрации)
https://drive.google.com/file/d/1pGpAOqkJaC0oswdRR-LqwZ5iStE—c2a/view

Откройте презентацию и прокрутите все картинки с самого начала. А потом вернитесь к началу и просто разглядывайте картинки, вспоминая, что и почему к этой картинке прикреплено.

Давайте это сделаем в тишине, молча. И вы сами проверите, появляется ли в вашем сознании та картинка, которую вы сюда прикрепили, запоминается ли слово.

Учимся создавать предметы в виде живых образов

Ну как, вы смогли представить себе все эти предметы на картинках в виде живых образов?

Наверняка часть образов вы представили, а часть — нет. Там где ассоциация была яркой, неожиданной, парадоксальной, образ тоже очень яркий, сразу же всплывает перед глазами.

Там где вы образы составили не очень яркие, случайные, там нужно будет задумываться, чтобы вспомнить их.

Конечно, вести такую игру по предложенному шаблону не очень эффективно. Все-таки это не ваши образы, а чужие. И, вполне возможно, что поэтому у вас какие-то слова запомнились не очень хорошо. Но все-таки запомнились гораздо лучше, чем если бы вы их просто прочитали без визуальных ассоциаций.

Думаю, с помощью моего объяснения и презентации Марка вы поняли, как это работает. И будете использовать, чтобы активизировать развитие памяти у детей.

Немного подытожим содержание статьи

Нужно научиться создавать воображаемые образы, которые желательно должны быть в действии. Причем, действия желательно придумывать самые парадоксальные и нестандартные. Еще эффективнее, если тот, кто придумывает эти действия, “назначит” себя участником этих действий.

И вот тогда, когда вы становитесь прямо участником действия на картинке, память становится очень цепкой. Она все это твердо запоминает. Надо просто потренироваться, чтобы научиться создавать эти образы.

Что вам сейчас делать, чтобы начать развитие памяти у ваших детей?

Что делать для развития памяти у детей

Начинайте играть в игру “Наложение”.

Сначала можете использовать мой список слов и презентацию Марка. Просто сами с детьми придумывайте историю о каждом сочетании слова с картинкой. Начнется развитие воображения, памяти. А также развитие речи ребенка. Со временем он сможет правильно назвать все больше слов из списка по их ассоциации с картинкой.

Потом сами подбирайте все новые слова и новые картинки к ним. И наблюдайте, как улучшается память ребенка.

Про развитие памяти у детей, про игру “Наложение”, чтобы развивать детям память, вам рассказала педагог Мария Владимировна Царенок вместе с внуком Марком.

Пролистать наверх