Приветствую! Сегодня тема нашего обсуждения звучит так: зачем нужны игры детям, а выражаясь более точно, чем хороша игра как форма взаимодействия с детьми.
И поговорим мы о с самых обычных играх, не компьютерных. Хотя и компьютерных игр касается все то же самое.
Игра — это не только развитие мышления, это способность мыслить творчески. Игра вдохновляет. Если вы, находясь рядом с детьми, предлагаете им даже какую-то маленькую игровую идею, они тут же к вам располагаются. И вы становитесь их друзьями.
А стать друзьями для своих детей очень важно. От этого целиком и полностью зависят ваши дальнейшие взаимоотношения. То есть, играя сегодня со своим маленьким ребенком, вы создаете макет ваших отношений на будущее.
Когда я пришла работать в школу, я обнаружила, что в игре дети гораздо лучше учатся. И чем больше игровых методик мы можем использовать, не только в обучении, но и воспитании детей, тем нам лучше с детишками. А им — более комфортно с нами. Поэтому я совершенно не против игр. Я двумя руками за игры.
Но я за то, чтобы мы с вами эти игры использовали во благо, потому что хорошие игры развивают здоровье. Представьте себе, даже таблицу умножения можно учить в игре.
Роль игры в образовании и воспитании
Я хочу, чтобы вы научились образованию и воспитанию в игре, потому что игра — это самое естественное состояние ребенка. Вы же видите, в каком восторге они от любой игрушки. Если вы сможете это использовать, то это будет просто замечательно.
Сейчас даже образование взрослых проходит иногда в игре. Причем, все чаще. И это блестяще.
Мы тоже иногда встречаемся и проводим такие игровые праздники для детей и взрослых.
Дети играть любят. Но им нужно с кем-то играть. Согласны?
Если они будут играть друг с другом, то это конечно хорошо. Но друг с другом они мало играют. И не всегда рядом есть другие дети для игры. Например, когда ребенок один в семье.
Если вы не можете с ними найти игровую форму взаимодействия, они с вами не будут дружить. То есть, для них игра — это просто образ жизни, это воздух. А вы им этого воздуха не можете дать.
И с этого начинается большая проблема. Вопрос не в том, что вы не любите играть и как-нибудь этого хотите избежать. Некоторые люди говорят: играть — это не мое. Мне это сложно, я не буду так обучаться, я не буду это применять.
Хорошо. Но если мы этого не научимся делать, значит, дети с нами не смогут договариваться. А мы не договоримся с ними.
Вот представьте себе: один человек — китаец, а другой человек — украинец. Один на китайском говорит, а другой — на украинском. И они никогда друг с другом не смогут договориться, если кто-нибудь, хотя бы один, не выучит другой язык. Или не будет рядом другого человека, который поможет им договориться.
Игра — язык общения детей
Язык детей — это игра. Значит, наша задача — освоить этот язык, если мы хотим понимать язык детей.
Конечно, я не говорю что мы должны всегда играть с ними. Да, мы взрослые и заняты своими делами.
Но какие у нас дела такие важные, что важнее наших детей? Зачем, ради чего мы с вами родили детей, если наши дети становятся для нас неважными? Если у вас куча важных дел, таких важных, что с ребенком пообщаться некогда, то это неправильно. Ведь, если у нас такие важные дела, то зачем нам дети были нужны?
До какого возраста нужно взаимодействовать с детьми в игре?
Отвечаю. До старости. Представьте себе, игра — это свойство мышления не только ребенка. Это свойство любого творческого человека. Или даже не только творческого, но и любого человека.
Некоторые считают, что ребенок должен сам себя занять, играть сам с собой. Это просто ваше мнение, и не более того.
Начнем с того, что он с этим может, вообще, никогда не справится. Вы можете считать, что он должен, а он не справится.
Проще всего — дали телефончик, и он сам себя занял. А вы можете отдыхать, вы от них свободны, вам париться не надо, тренироваться не надо, развивать мышление.
Мультики нашего детства
Многие говорят, что сейчас нет хороших мультиков, на которых мы выросли. Есть. Они есть и их можно найти. Но только важно, чтобы это сделали вы вместе с ребенком.
Потому что если дети влезут в компьютер без вас, то они найдут только то, что там есть сейчас и то, на чем их глаз зацепится. Скорее всего, он зацепится за что-либо не самое полезное. И тогда это будет беда.
А хорошие советские мультики дети тоже смотрят с удовольствием. Но только если им их показать. И даже посмотреть вместе с ними. А потом обсудить вместе. В поиске они находятся элементарно. При вашем желании, конечно. И, давая детям телефон, следите, что они там смотрят.
Существует мнение, что жизнь, в принципе, это опасно. Родители говорят, что опасно детей пускать на улицу. А вдруг они куда-нибудь залезут и их кто-нибудь обидит. А вдруг они попадут в плохую компанию.
Поэтому кажется, что даже когда детишки сидят дома и просто играют в телефончик — это уже безопаснее.
Но давайте мы с вами посмотрим на жизнь. Если мы будем в этой жизни бояться каждой мелочи, то тогда она будет, как во сне.
Игры нашего детства
Вспомните себя маленьких: вы бегали по лужам, лазили по деревьям? Возможно, кто-то из вас играл в ножички?
Я, например, через это прошла. И это было самое увлекательное время, когда мы, между прочим, бегали одни без родителей. Убегали куда-то, и при этом было все нормально.
Если у вас нет возможности отпустить ребенка куда-то погулять одного, значит, надо самим выйти вместе с ним и пойти куда-то. Например, вы живете в Москве, и ваш дом слишком близко к дороге. Значит, нужно брать своих детей за руку и вести в парк и там гулять.
И не говорите, что это невозможно. Все это просто нужно продумать, искать для этого возможности.
Нужно вспомнить, как вы хотели появления этих детей. И, как вы хотели уделять им время. Потому что ваши дети — это желанная и важная часть вашей жизни.
Мы можем поругаться на школы, на систему, на плохие мультики, на плохие игрушки и так далее. Но я вам предлагаю перевести фокус внимания на некий позитив, который мы сами можем создать детям для того, чтобы общение с нами было для них позитивным.
Ведь если ваши дети не будут играть в обычные игры, не компьютерные, то вряд ли они смогут потом ориентироваться в реальном мире.
Тему, зачем нужны игры детям, игра как форма взаимодействия, с вами сегодня обсудила педагог по диплому и по жизни Мария Владимировна Царенок.