Приветствую! Сегодня мы вами обсудим тему — особенности развития интеллекта детей или, если выражаться более точно, интеллектуальное развитие детей.
И начнем мы с того, что нам пора выходить из вот этой зависимости от компьютеров в настоящую реальную жизнь. А, чтобы не потеряться в этой реальной жизни нам нужно еще многому научиться.
Хорошие свойства игры
И поможет нам в этом игра, а точнее хорошие ее свойства.
Как мы уже обсуждали, игра это обучение, а не развлечение и не отдых. Это не перерыв между уроками, это не пустое времяпровождение. И я думаю, что вы в этом убедитесь.
Я расскажу вам сегодня о феномене игры, почему игра так нравится детям, как они чувствуют игру, как она повышает настроение.
Мы уже знаем, что игра — это самое естественное состояние ребенка. И это наилучший способ развивать его мышление. Это развитие способности мыслить творчески. Но и самое приятное для детишек это то, что игра им очень нравится и упрощает общение с нами.
То есть, для детей игра — это все. А, если у нас проблемы с детьми, то это потому, что мы забыли, что такое игра.
Мы с вами научимся, как не попадать в критические ситуации, выстраивать свою жизнь своих детей гармонично.
Что дает игра детям
Ранее, мы уже говорили с вами, о том что дает игра нашим детям. И, что в состоянии игры ребенок получает получают позитивные эмоции, гормоны радости и удовольствия, получает свободу выбора.
А все потому, что он действует так, как ему хочется. Он пробует разные варианты, у него есть возможность принимать разные решения. И, вследствие этого выбора, он получает результат или не получает.
То есть, он не может сделать как-то по-другому, потому что у него есть четкий план действий. Потому, что каждая игра продвигается по каким-то ступенькам, в определенном порядке. И ребенок видит и знает куда ему идти и что делать.
Но самое важное то, что в состояние игры присутствует приятное ощущение в теле — это ощущение свободы. А по-другому это ощущение свободы называется ресурсным состоянием.
Типы интеллекта
И, чтобы чтобы мы в него вошли в это ресурсное состояние нам нужно знать, что есть четыре типа интеллекта. И все четыре их важно развивать. А для этого нужно знать особенности развития интеллекта детей.
Давайте сейчас понаблюдаем, как у наших детей развит интеллект. И еще обратим внимание на то, что развивает школа. И на то, как нам помочь переходить ребенку в обычной жизни в это ресурсное состояние. Только тогда, мы сможем его перевести в реальную жизнь или вернуть обратно.
Вы помните, что если в реальной жизни у детей будет достаточно удовольствия, тогда у них не будет вот этой зависимости и желания убежать в игрушки.
Вернемся к интеллекту. Мы уже сказали, что у нас есть четыре типа интеллекта. Есть ментальный, эмоциональный, физический и духовный интеллект. Важно, чтобы они были развиты все. Именно, развитие всех четырех типов интеллекта дает вот это ресурсное состояние.
Вы спросите где взять энергию на все? Так вот, энергию дает именно это ресурсное состояние, когда мы задействуем все четыре части интеллекта.
Эмоциональный интеллект
Давайте кратко посмотрим, что это значит. И первым пунктом у нас будет эмоциональный интеллект. Сюда входит умение понимать и принимать и свои личные эмоции, и эмоции другого человека.
Это еще и управление своим поведением. И использование знаний — что чувствую я, что чувствует другой. Этому необходимо уделять очень много внимания, потому, что это очень важная тема.
Вот, например, чем отличается эмоциональная реакция от эмоционального интеллекта?
Скажите, кому из вас приходилось встречаться с такой ситуацией — ребенок что-то рисует, у него что-то не получилось, у него проявляется сразу злость и агрессия, слезы?
Или у вас самих, когда, например, вы себе говорите, что когда будете делать с ребенком уроки, то не я не будете злиться. Но как только начинаете этим заниматься, то опять не можете себя контролировать. Думаю, что у многих.
Физический интеллект
Идем дальше. Что такое физический интеллект? Физический интеллект — это те действия, которые мы делаем для здоровья тела. Это и зарядка, это и личная гигиена, и питание. То есть, все то, что дает нашему телу нормально жить, развиваться и быть здоровым. Этот тип интеллекта очень важен.
Ментальный интеллект — это ум, наша способность думать, анализировать и выражать свои мысли, создавать абстрактные образы и прочие мыслительные конструкции.
На чем хотелось бы остановиться, так это на мыслительных конструкциях. Что это такое? Наш ум достаточно ленивый и он тратит на свое обеспечение очень много энергии.
Что такое нейронные связи
То есть, когда мы думаем, то на это затрачивается 25% нашей энергии. Для того, чтобы не тратить энергию постоянно на какое-то наше новое поведение, у нас создаются, так называемые, нейронные связи.
Что это такое? Это такой шаблон поведения. Это, когда вы, например, привыкли ходить на работу одной дорогой. Вам так удобно. И вы, выходя из дома, даже не задумываетесь, а постоянно идете по этой дороге.
Или, например, ребенок попробовал какую-то еду. Ему она нравится. И он будет постоянно просить одно и туже еду. Получается, что это опять же шаблон поведения. Чтобы не тратить энергию на новую нейронную связь,
лучше поступать привычно.
Например, ребенок учит уроки по одному шаблону, потому что сложно что-то изменить. Складывается такое шаблонное мышление. И оно развивается в школе.
Духовный интеллект
Дальше расскажу, что такое духовный интеллект. Духовный интеллект — это когда у нас есть цель. И, когда у ребенка есть какая-то цель, способность ставить цели, находить свою жизненную миссию, сопоставлять свои поступки с жизненными ценностями, выбирать ориентир в нашей жизни, то это просто замечательно. Самое интересное, что вот этот духовный интеллект есть только у человека.
Вот, допустим, эмоциональный интеллект есть и у высших млекопитающих. У них очень хорошо развита игра. А вот духовно понимать — что я делаю, зачем я делаю, это только при атаке его человеком.
И смотрите, что происходит. Когда в школе идет обычное шаблонное обучение, разрывается вот эта связь с телом.
Что значит разрывается связь с телом? Это, когда ребенок, например,
умом понимает, что ему нужно делать уроки, но ему лень. Он вроде бы хотел это сделать, но у него нет на это сил.
Думаю, знакомая ситуация. Почему так происходит?
Помните мы говорили про гормоны? Так вот, когда ребенок не понимает, что с ним происходит, какие эмоции он испытывает, он, как бы, перестает прислушиваться к своему телу.
Если ребенок ленивый, он не обращает внимание на то, что ему не интересно. И поэтому разрывается вот эта связь с телом. Вот такие существуют особенности развития интеллекта детей.
Использование энергии чувств
Дальше. Как мы используем энергию чувств? У многих возникает вопрос — откуда взять энергию? Ведь мы по-разному ее используем.
Любая физическая, химическая реакция, которая происходит у нас в организме, когда вырабатывается гормоны стресса или удовольствия, она сопровождается выбросом энергии.
И получается, что мы можем направлять эту энергию на действия. Вспомните ситуацию своего счастливого состояния ( или когда вы счастливы, или ваши дети). Они не могут сидеть на месте. Им хочется постоянно что-то делать, рассказывать, прыгать от радости. То есть, у них много положительных эмоций, которые дают выброс энергии.
При изобилии негативных эмоций, наш ум начинает их забирать. Для того, чтобы подпитать себя, ему нужна энергия. Он начинает забирать ее себе и прокручивать негативную ситуацию в голове.
Например, ребенок пришел из школы, он получил плохую оценку и вот он прокручивает в голове эту ситуацию: как так получилось, почему учитель так сказала, почему такая оценка и так далее.
Соответственно, он использует свою энергию. Как вы считаете, будет ли у него энергия на другие действия?
Думаю, нет. Поэтому очень важно важно,чтобы была нацеленность не только на результат, но и на сам процесс. Потому что, именно в процессе мы получаем много энергии.
Связь полушарий мозга
Идем дальше. Поговорим про связь полушарий. Чаще всего школьное образования выстроено таким образом, что развивается только
правое полушарие. Левое полушарие это логическое полушарие, а правое полушарие отвечает за творчество. И на него обращают меньше
внимания.
И, когда мы развиваем у ребенка только логическое мышление, то связь полушарий разрывается. Поэтому увидеть другой выход, найти какие-то другие решения бывает сложно.
А вот, когда ребенок играет, тогда у него есть и логика и творчество.
Исследование Стюарта Брайона
Американским ученым Стюартом Брайаном было проведено интересное исследование игры и ее влияния на мозг и сознание ребенка и взрослых людей.
Он увидел, что именно игра активизирует мозг. Если развивать логику в игре, то одновременно развивается любознательность и желание исследовать. То есть обучение в игре дает то, что не дает обычное обучение, в котором нет элементов игры.
Развивается воображение. А воображение — это возможность создать целостный образ, увидеть что-то, достроить, например.
Воображение в игре помогает приспособиться к ситуации и находить решения в разных ситуациях. Игра развивает хорошие эмоции, происходит выброс гормонов радости, удовольствия и успеха. А это еще стимулирует доверие. То есть, если вы играете с вашими детьми, то уровень доверия между вами будет постоянно повышаться.
Про особенности развития интеллекта у детей, интеллектуальное развитие детей вам сегодня рассказала педагог по диплому и по жизни Мария Владимировна Царенок.
Интересно и полезно
Спасибо за обратную связь, Юрий. Рада, что интересно и полезно