Приветствую! Сегодня мы продолжим начатый в других статьях разговор о том, почему ребенку не интересно учиться и как родителю развить интерес к учебе у своего ребенка.
Статья эта будет несколько нестандартной. Это одновременно и вроде бы отвлеченное рассуждение. И одновременно — четкий алгоритм для действий.
Учеба — это целенаправленное действие
Итак, начнем с того, что учеба — это целенаправленные действия. Действия по достижению определенных целей.
Наши дети не хотят учиться, потому что не хотят и не умеют достигать целей. Хотя должны, как минимум, хотеть каких-то целей достигнуть.
Вопрос — а они их ставили, эти цели? Ответ очевиден — нет. Поэтому и их достижение невозможно, так как достигать нечего.
Ставим большую цель для ребенка
Итак, я сейчас предлагаю вам поставить большую цель для себя и для своего ребенка. Ту цель, достижение которой будет вашим ребенком желанно и реально.
Начну все объяснение того, почему ребенку не интересно учиться, издалека, от исходной точки.
Лестница личностного роста ребенка
Перед вами рисунок лестницы.
Вы еще не знаете, как добиться этого, но у вас есть такое желание. Еще вы хотите, чтобы он был не только самостоятельным, но и учился хорошо.
Добиться этого можно. Но, конечно, от одного вашего желания еще ничего не изменится.
Включаем интерес к учебе
Что нужно сделать, чтобы ребенок хорошо учился? Если коротко, то нужно включить его интерес. И, что важно, не ждите, пока это сделают учителя в школе.
Да, вашему ребенку может встретиться хороший учитель, который разбудит интерес к своему предмету. И таких хороших учителей, у которых дети учатся с увлечением, может быть на его пути и несколько.
Но это точно будут не все учителя в школе. Значит, если пробуждение интереса к учебе вы оставите на школу, то упустите время и качество обучения по тем предметам, по которым учителя будут просто заурядными исполнителями, не заинтересованными в творчестве и сотрудничестве с детьми.
Занимаемся образованием и воспитанием сами
Вывод — чтобы развить у своих детей интерес к учебе, плотно занимайтесь их образованием и воспитанием сами. Поверьте, за вас и лучше вас этого никто не сделает.
Если этот мой призыв не вызвал у вас бурю негодования из разряда “а школа для чего, они должны…”, то читайте дальше.
Очередной вопрос — что вы можете сделать, чтобы развить интерес ребенка к учебе?
Конечно же, недостаточно просто потребовать этого. Требования не сработают.
Уровень саморазвития
И если, мы это понимаем, то мы уже выходим на уровень саморазвития. То есть, понимания, что интерес, заинтересованность нужно развивать.
Каким образом мы можем развить этот интерес?
Можно, например, использовать комплексно-волновой урок, описанный вот в этой статье.
Но бывает, что все делаешь по методике, а ребенок тебя все равно не слушает. И интерес к учебе у него не появляется. Почему?
Может быть, у вас не хватает энергии? Вполне может быть. Значит, нужно поработать над собой, над пополнением своего энергетического ресурса.
Осваиваем искусство общения
Но вот мы делаем следующий шаг — и опять остановка. Разговор не получается, ребенок “на своей волне”, как будто вас не слышит. Что делать? Нужно осваивать искусство общения.
Допустим, вы уже усадили ребенка рядом с собой и он вас слушает. Но оказывается, что вы не всякую тему не сможете до него донести. А ребенок не может сразу все понять. В этом случае вам придется осваивать искусство мышления.
Развиваем мышление ребенка
Вот мы уже дошли до 6 ступеньки на пути к интересу к учебе у вашего ребенка. Здесь мы понимаем, как важно, чтобы ребенок умел мыслить.
Допустим, вы смогли разбудить у него интерес к учебе, и ребенок уже хорошо учится. Все отлично. Но хочется, чтобы он смог применить эти знания в жизни. Да, это очень важно— уметь применить полученные знания, чтобы внести их в мир и кому-то принести пользу.
Делимся знаниями через любовь
Делиться с миром своими знаниями можно только через любовь. Возможно, это утверждение кажется сложным и заумным, но это именно так. Истинный успех без жесткого “отката назад” появляется только тогда, когда делишься своей любовью.
Когда я поняла, что у меня есть очень хорошие навыки по коммуникации с детьми, я поняла,что должна делиться этими знаниями. Я это делаю с любовью. В этом — моя ценность, моя жизнь. Я этим живу.
Теперь, мы поднимаемся еще выше на ступеньку. Мы добрались до таких высоких понятий, как смысл жизни и счастье.
“Причем здесь все эти высокие материи, если я просто хочу, чтобы мой ребенок хорошо учился?” — возможно, скажете вы.
Как вы считаете, если я, педагог, обучая ребенка в школе, думаю на уровне 2 ступени, просто хочу, чтобы он получал хорошие оценки, смогу ли я учить его интересно, полезно, давать крепкие знания, которые в дальнейшем пригодятся ученику в жизни? Достигну ли я этой цели, если игнорирую, не прохожу все остальные ступеньки, не думаю о радости, о любви и т.д.
Думаю, что нет. Иначе это будет взаимодействие робота-учителя с роботом-учеником. Которое, безусловно, даст какой-то результат в обучении. Но этот результат будет явно менее значим, чем в результате творческого общения человека-учителя с человеком-учеником.
Лестница потребностей в жизни
Еще немного о пирамиде или лестнице потребностей применительно к тому, как мы можем наблюдать это в жизни. Рассмотрим это на примере градусника.
Если у нас внизу не закрыты потребности — ребенок часто болеет, не хочет учиться, с ним трудно договориться. А когда мы поднимаемся выше, закрываются все более высокие уровни потребностей — ребенок здоров, и у нас все становится лучше.
Поднимаемся выше по лестнице
Жить становится интереснее, веселее. Еще выше поднимаемся по лестнице потребностей, закрыв расположенные ниже уровни — появляется любознательность, творчество, хозяйственность, чуткость, внимательность.
Когда появляется все это, не только вы уже начинаете что-то делать для детей, но и они начинают думать о вас.
Вы начинаете с детьми говорить красиво — уходят шаблонные фразы. Начинается интересное нормальное общение. Дети вас слушают, вы вместе что-либо исследуете, обсуждаете. Это еще не творчество, но это уже хороший уровень.
А настоящее творчество — это когда вы уже творите совместно с детьми. И это не то, чтобы просто вырезать снежинки. Настоящее творчество находится на более высокой ступеньке.
А теперь я вам покажу пирамиду, которую выстроила для себя.
Это моя пирамида. Вот так я живу. Это меня вдохновляет. И так строится мое движение вверх.
Еще раз по лестнице достижения цели
Давайте посмотрим, как это работает. Если я поставила себе большую цель, как я ее буду реализовывать в соответствии с этой пирамидой?
Изначально я ставлю цель на саморазвитие. Далее познаю мир через чувства, вбирая в себя его красоту и энергию.
Затем развиваю волю. И начинаю все эти позитивные чувства проявлять — вношу в этот мир что-то позитивное по мере своих возможностей.
Но и возможности каждый день развиваю все далее. Потому что хочу, чтобы мир вокруг меня был в гармонии.
Когда движешься все выше по пирамиде, к самой высокой ступеньке, жизнь наполняется смыслом, гармонией и радостью. Появляется СОСТОЯНИЕ, в котором можно учиться и учить других, делиться не только книжными знаниями, но и теми же смыслами, гармонией и радостью.
Это мой пример, учителя. Но и ученику для успешного обучения нужно пройти подобный путь, подняться высоко по своей собственной пирамиде.
И родителю, чтобы помочь своему ребенку почувствовать интерес к учебе и поддерживать его тягу к знаниям на протяжении всего обучения, надо понимать, как строится путь к вершине этой пирамиды. И самому подняться повыше, чтобы находиться на одном уровне с ребенком, а не смотреть на него снизу вверх, безнадежно отстав.
Все это может с первого взгляда показаться сложным и никак не связанным с реальной жизнью. Но как раз это и есть реальность, реальные, работающие в жизни закономерности.
Развязка
Так что, если вы действительно хотите помочь своему ребенку начать учиться с интересом, отнеситесь к материалу этой статьи внимательнее. Посмотрите, где, на каких ступеньках, в описанных мной пирамидах находится ваш ребенок, где находитесь вы лично. Какие ступеньки “провалились”, мешают двигаться выше…
Ну что, стало вам немного яснее, почему ребенку не интересно учиться и как развить его интерес к учебе?
Если “да”, то не теряя времени, беритесь за дело. Ставьте себе цели и идите к этим целям по ступенькам пирамиды, которую я вам представила. И у вас обязательно все получится.
Про то, почему ребенку не интересно учиться и как развить интерес к учебе вам рассказала педагог Мария Владимировна Царенок.