Теория Маслоу о пирамиде потребностей. Какие потребности в пирамиде Маслоу

 

Приветствую! Сегодня я хочу вам рассказать, что представляет собой теория Маслоу о пирамиде потребностей. Расскажу, какие потребности в пирамиде Маслоу находятся на каком уровне и как эти уровни между собой связаны.

Теория Маслоу о пирамиде потребностей

Абрахам Маслоу — известный американский психолог. Он разработал систему, позволяющую структурировать потребности и желания человека. И визуализировал эту структуру в виде пирамиды потребностей.

Об этой системе мы сегодня и поговорим. То есть, узнаем, как работает теория Маслоу о пирамиде потребностей в отношениях между родителями и детьми и в формировании отношения детей к жизни, к учебе, к компьютерным играм.

Пирамида Маслоу

Перед вами пирамида потребностей человека Маслоу.

Пирамида потребностей по Маслоу

Мы можем много говорить о состоянии, об эмоциях, о мышлении. Но для того, чтобы что-то сделать, обязательно должно быть желание.

А теперь, давайте посмотрим, от чего же зависит наше желание?

Оказывается, для того, чтобы было желание сделать что-то новое, большее, нам нужно закрыть потребности, лежащие в пирамиде потребностей ниже уровня этого желания. Если не закрыты низшие уровни потребностей, нам сложно смотреть туда, где выше.

Физиологический уровень потребностей и уровень безопасности

Теория Маслоу о пирамиде потребностей доказывает, что самый низкий уровень потребностей — физиологический. Это еда, вода, сон, одежда, жилье. Это то, что необходимо, чтобы просто жить, поддерживать свое физическое существование.

В отношениях родителей и детей мы как родители обязаны безусловно закрывать физиологические потребности детей. И, как правило, мы это делаем более-менее успешно. Как правило, особых проблем здесь нет.

Дальше идет уровень безопасности. Закрытые потребности безопасности — это ощущение надежности, защищенности, отсутствие страха.

И этот уровень потребностей родители должны обязательно закрыть, если ставят задачей вырастить самостоятельного, самодостаточного человека, который живет не за страх, а за совесть.

И на этом уровне уже часто возникают проблемы. Создать безопасную психологическую среду в семье удается не всегда.

И когда ребенок не чувствует себя в безопасности, он убегает в игрушки. В том числе в компьютерные игры, где любую опасную ситуацию можно легко прекратить одним кликом мышки. Так ребенок доступными ему способами сам закрывает свои потребности безопасности. Ему там, в игре, комфортно и спокойно.

Почему в семье часто не удается закрыть потребности безопасности? Потому, что у самих живущих в реальном мире родителей они не закрыты. И тогда, когда мама сама не в безопасности, сама постоянно чего-то боится, создать для ребенка безопасность она не может по определению.

Можно ли родителю что-то изменить, чтобы получить возможность дать ощущение безопасности детям?

Да, можно. Для этого нужно убрать страхи. Убрать свои страхи, как родителей, чтобы помочь ребенку справиться с его страхами. Психолог вам в помощь!

Потребность в любви

Следующий уровень потребностей в пирамиде Маслоу — это потребность любви. Когда мы любим и когда нас любят. Когда есть теплота в отношениях, есть доверие.

Вот, представьте, вы — мама. И ваш ребенок почему-то вас постоянно не слушается. Как вы думаете, закрыта ли у него потребность в любви? Как раз нет, не закрыта.

Ребенок ощущает недостаток любви к себе, поэтому не может транслировать любовь к родителям. Отсюда — непослушание, состояние “колючего ежика”, чтобы привлечь к себе внимание и получить хоть немного любви.

Ощущать любовь необходимо всем, и взрослым, и детям. И выражает эту потребность любви кто как умеет. Это все связано с нашим уровнем развития и с нашим состоянием.

А если у нас самих, у родителей, не закрыта эта потребность, то мы даже и сами себя любить не умеем. Поэтому и поделиться любовью с ребенком не можем. Ведь отдать другим мы можем только то, что есть у нас. А если нам не хватает любви самим, то и делиться нам нечем.

Потребность в одобрении, признании и уважении

Следующая потребность — это потребность в одобрении и признании, потребность в уважении. Только когда закрыта потребность в одобрении, ребенок будет чувствовать, что вы его поддерживаете, что вы на его стороне.

Представьте себе, как чувствует себя ребенок, над которым смеются в школе. Будет ли он чувствовать, что его уважают? Нет, конечно.

А как чувствует себя ребенок, если у него нет права голоса в семье?

Или, например, вы пришли домой и видите дома беспорядок. Будете ли вы чувствовать, что вас уважают дети, муж? Вас ждали только для того, чтобы чего-то потребовать от вас. Будет ли у него закрыта потребность в уважении?

Думаю, что чувства уважения в этой ситуации нет. То есть, не закрыта потребность в уважении и признании. Будет ли у вас желание что-то делать в таком состоянии, например, учить уроки с ребенком? Думаю, что нет.

В такой ситуации вам важно закрыть свои потребности в уважении, признании, чтобы выйти на другой эмоциональный уровень и иметь возможность закрыть потребности в уважении и признании у своего ребенка.

Когда у нас  закрыты, если не полностью, а хотя бы в значительной степени, физиологические потребности, потребности в безопасности, любви и признании, нам становятся актуальны познавательные потребности. Только тогда мы хотим знать, понимать, исследовать, обучаться.

Отсюда важный инсайт в отношении детей, которые не хотят учиться — у них не закрыты потребности в безопасности, любви и признании. Поэтому уровень познавательных потребностей для них просто недоступен, неактуален. Чему-то, конечно, дети в таком состоянии учатся, но полноценно обучаться не могут.

Все уровни потребностей могут перекрыть игрушки

Все эти перечисленные выше 5 уровней потребностей могут перекрыть игрушки. Не полноценно, конечно, суррогатно, но в игре ребенок может и уйти от ощущения опасности, и почувствовать любовь и признание, и закрыть доступную им часть потребностей в познании, обучении.

Вот, оказывается, почему, если у нас в отношениях с детьми “дыра”, то дети убегают от нас в игрушки.

Они чувствуют себя там в безопасности, потому что они там герои. Там они закрывает потребность любви, потому что там они делают то, что любят. Там они чувствуют признание, когда проходят уровни игры и за эти результаты получают какое-то вознаграждение.

И здесь им уже становится интересно знать, понимать, исследовать, находить правильное решение. А все потому, что в игре у них закрыты первые уровни пирамиды Маслоу.

Только тогда, когда закрыта потребность знать, понимать, исследовать, появляется потребность в саморазвитии. Здесь уже может проявиться и творчество, и лидерство.

От чего зависит самостоятельность ребенка

Вы хотите, чтобы ваш ребенок был самостоятельным? Но если у него не закрыты все потребности, о которых шла речь выше, он не будет самостоятельным.

Ребенок не может принимать решения, реализовывать планы, быть лидером, если он чего-то боится. Ведь для того, чтобы быть лидером, важно не бояться брать на себя ответственность, выполнять какие-то действия.

Самый высший уровень пирамиды потребностей

И есть еще самый высший уровень пирамиды потребностей. Это когда мы понимаем свое предназначение, когда мы слышим свою душу.

Ведь, согласитесь, у каждого человека есть свое предназначение в жизни. Когда мы следуем этому предназначению, только тогда совпадают все наши потребности и возможности для их реализации. Только тогда мы приходим к желаемому счастью.

Вот, допустим, такой пример из жизни. Вы говорите своему ребенку: “Ты закончишь школу, институт. И тогда ты будешь успешен и счастлив.” А он видит, что вы приходите домой каждый день и валитесь с ног от усталости. Вы окончили институт, но у вас совсем нет радости на лице. Он видит, что ваша жизнь — сплошная гонка.

Скажите, будет ли он вам верить, что учеба сделает его успешным и счастливым?

И закроется ли его потребность любви, если он видит, что этой любви нет в вашей жизни, что вы не любите даже сами себя. Вы живете по инерции, сильно устаете и у вас не остается сил на ребенка.

А ведь у ребенка часто возникает очень простое желание — чтобы мама была рядом, чтобы у мамы было больше времени для него, чтобы мама его обнимала. И это — самая главная потребность.

А если она не закрыта, то ребенок требует от вас каких-то материальных вещей, чтобы хоть как-то получить эту любовь. Получается, что уровень потребности любви закрывается какими-то материальными вещами.

И с уважением также

Точно так же и с уважением. Если у ребенка нет хороших отношений в коллективе, нет понимания с одноклассниками, с учителями, он не будет чувствовать уважения и признания. И у него не будет желания ходить в школу.

Очень важно помочь ребенку закрыть такую важную потребность признания и одобрения. Тогда он спокойно будет учиться, потому что ему будет это интересно.

Часто бывает еще, что с чужими людьми у детей складываются хорошие отношения, а со своими наладить отношения не получается? Почему?

Потому, что перед другими людьми, мы хотим быть хорошими. Мы надеваем маски, прячем свои эмоции. А дома эти маски снимаются. И тогда наружу выплескиваются настоящие эмоции, которые на данный момент преобладают и которые прятались под маской за другими, ненастоящими.
Поэтому, дорогие родители, вот он — алгоритм, как вытащить ребенка из игрушек. И в первую очередь — это работа с эмоциями, чтобы дети от нас не убегали в изоляцию.

Чтобы наладить отношения с детьми и вытащить их из гаджетов в нормальную реальную жизнь, начните с себя. Закройте у себя потребности по пирамиде Маслоу хотя бы до познавательных. Тогда вы сможете передать это вашим детям, поможете подняться им по ступеням пирамиды Маслоу. И тогда никто из детей не будет убегать от вас в игрушки.

Сегодня мы рассмотрели алгоритм и немного поговорили про инструменты, с помощью которых можно действительно вытащить ребенка из гаджетов и помочь ему стать лидером, стать самостоятельным.

Теперь главное — узнать, как с этим работать. И реально начинать работать.  От этого станет лучше и вам, и вашим детям. Пробуйте, у вас все получится.

О том, что представляет собой теория Маслоу о пирамиде потребностей, какие потребности в пирамиде Маслоу находятся на каком уровне и как эти уровни между собой связаны, вам сегодня рассказала педагог Мария Владимировна Царенок.

Пролистать наверх