Почему ребенку не интересно учиться? Как развить интерес к учебе?

Приветствую! Сегодня мы продолжим начатый в других статьях разговор о том, почему ребенку не интересно учиться и как родителю развить интерес к учебе у своего ребенка.

Почему ребенку не интересно учиться?

Статья эта будет несколько нестандартной. Это одновременно и вроде бы отвлеченное рассуждение. И одновременно — четкий алгоритм для действий.

Учеба — это целенаправленное действие

Итак, начнем с того, что учеба — это целенаправленные действия. Действия по достижению определенных целей.

Наши дети не хотят учиться, потому что не хотят и не умеют достигать целей. Хотя должны, как минимум, хотеть каких-то целей достигнуть.

Вопрос — а они их ставили, эти цели? Ответ очевиден — нет. Поэтому и их достижение невозможно, так как достигать нечего.

Ставим большую цель для ребенка

Итак, я сейчас предлагаю вам поставить большую цель для себя и для своего ребенка. Ту цель, достижение которой будет вашим ребенком желанно и реально.

Начну все объяснение того, почему ребенку не интересно учиться, издалека, от исходной точки.

Лестница личностного роста ребенка

Перед вами рисунок лестницы.

 

Лестница личностного роста ребенка
Сейчас ваш ребенок стоит на самой нижней ступенечке этой лестницы. Он не принимает самостоятельных решений. А вы хотите, чтобы он их принимал и выполнял, был самостоятельным.

Вы еще не знаете, как добиться этого, но у вас есть такое желание. Еще вы хотите, чтобы он был не только самостоятельным, но и учился хорошо.

Добиться этого можно. Но, конечно, от одного вашего желания еще ничего не изменится.

Включаем интерес к учебе

Что нужно сделать, чтобы ребенок хорошо учился? Если коротко, то нужно включить его интерес. И, что важно, не ждите, пока это сделают учителя в школе. 

Да, вашему ребенку может встретиться хороший учитель, который разбудит интерес к своему предмету. И таких хороших учителей, у которых дети учатся с увлечением, может быть на его пути и несколько. 

Но это точно будут не все учителя в школе. Значит, если пробуждение интереса к учебе вы оставите на школу, то упустите время и качество обучения по тем предметам, по которым учителя будут просто заурядными исполнителями, не заинтересованными в творчестве и сотрудничестве с детьми.

Занимаемся образованием и воспитанием сами

Вывод —  чтобы развить у своих детей интерес к учебе, плотно занимайтесь их образованием и воспитанием сами. Поверьте, за вас и лучше вас этого никто не сделает.

Если этот мой призыв не вызвал у вас бурю негодования из разряда “а школа для чего, они должны…”, то читайте дальше.

Очередной вопрос — что вы можете сделать, чтобы развить интерес ребенка к учебе? 

Конечно же, недостаточно просто потребовать этого. Требования не сработают.

Уровень саморазвития 

И если, мы это понимаем, то мы уже выходим на уровень саморазвития. То есть, понимания, что интерес, заинтересованность нужно развивать.

Каким образом мы можем развить этот интерес? 

Можно, например, использовать комплексно-волновой урок, описанный вот в этой статье. 

Но бывает, что все делаешь по методике, а ребенок тебя все равно не слушает. И интерес к учебе у него не появляется. Почему?

Может быть, у вас не хватает энергии? Вполне может быть. Значит, нужно поработать над собой, над пополнением своего энергетического ресурса.

Осваиваем искусство общения

Но вот мы делаем следующий шаг —  и опять остановка. Разговор не получается, ребенок “на своей волне”, как будто вас не слышит. Что делать? Нужно осваивать искусство общения.

Допустим, вы уже усадили ребенка рядом с собой и он вас слушает. Но оказывается, что вы не всякую тему не сможете до него донести. А ребенок не может сразу все понять. В этом случае вам придется осваивать искусство мышления.

Развиваем мышление ребенка

Вот мы уже дошли до 6 ступеньки на пути к интересу к учебе у вашего ребенка. Здесь мы понимаем, как важно, чтобы ребенок умел мыслить. 

Допустим, вы смогли разбудить у него интерес к учебе, и ребенок уже хорошо учится. Все отлично. Но хочется, чтобы он смог применить эти знания в жизни. Да, это очень важно— уметь применить полученные знания, чтобы внести их в мир и кому-то принести пользу.

Делимся знаниями через любовь

Делиться с миром своими знаниями можно только через любовь. Возможно, это утверждение кажется сложным и заумным, но это именно так. Истинный успех без жесткого “отката назад” появляется только тогда, когда делишься своей любовью.

Когда я поняла, что у меня есть очень хорошие навыки по коммуникации с детьми, я поняла,что должна делиться этими знаниями. Я это делаю с любовью. В этом — моя ценность, моя жизнь. Я этим живу. 

Теперь, мы поднимаемся еще выше на ступеньку. Мы добрались до таких высоких понятий, как смысл жизни и счастье.

“Причем здесь все эти высокие материи, если я просто хочу, чтобы мой ребенок хорошо учился?” — возможно, скажете вы.

Как вы считаете, если я, педагог, обучая ребенка в школе, думаю на уровне 2 ступени, просто хочу, чтобы он получал хорошие оценки, смогу ли я учить его интересно, полезно, давать крепкие знания, которые в дальнейшем пригодятся ученику в жизни? Достигну ли я этой цели, если игнорирую, не прохожу все остальные ступеньки, не думаю о радости, о любви и т.д.

Думаю, что нет. Иначе это будет взаимодействие робота-учителя с роботом-учеником. Которое, безусловно, даст какой-то результат в обучении. Но этот результат будет явно менее значим, чем в результате творческого общения человека-учителя с человеком-учеником.

Лестница потребностей в жизни

Еще немного о пирамиде или лестнице потребностей применительно к тому, как мы можем наблюдать это в жизни. Рассмотрим это на примере градусника.

Лестница потребностей в жизни

Если у нас внизу не закрыты потребности — ребенок часто болеет, не хочет учиться, с ним трудно договориться. А когда  мы поднимаемся выше, закрываются все более высокие уровни потребностей — ребенок здоров, и у нас все становится лучше.

Поднимаемся выше по лестнице 

Жить становится интереснее, веселее. Еще выше поднимаемся по лестнице потребностей, закрыв расположенные ниже уровни — появляется любознательность, творчество, хозяйственность, чуткость, внимательность.

Когда появляется все это, не только вы уже начинаете что-то делать для детей, но и они начинают думать о вас.

Вы начинаете с детьми говорить красиво — уходят шаблонные фразы. Начинается интересное нормальное общение. Дети вас слушают, вы вместе что-либо исследуете, обсуждаете. Это еще не творчество, но это уже хороший уровень.

А настоящее творчество — это когда вы уже творите совместно с детьми. И это не то, чтобы просто вырезать снежинки. Настоящее творчество находится на более высокой ступеньке.

А теперь я вам покажу пирамиду, которую выстроила для себя.

Моя лестница

Это моя пирамида. Вот так я живу. Это меня вдохновляет. И так строится мое движение вверх.

Еще раз по лестнице достижения цели

Давайте посмотрим, как это работает. Если я поставила себе большую цель, как я ее буду реализовывать в соответствии с этой пирамидой?

Изначально я ставлю цель на саморазвитие. Далее познаю мир через чувства, вбирая в себя его красоту и энергию. 

Затем развиваю волю. И начинаю все эти позитивные чувства проявлять — вношу в этот мир что-то позитивное по мере своих возможностей.

Но и возможности каждый день развиваю все далее. Потому что хочу, чтобы мир вокруг меня был в гармонии. 

Когда движешься все выше по пирамиде, к самой высокой ступеньке, жизнь наполняется смыслом, гармонией и радостью. Появляется СОСТОЯНИЕ, в котором можно учиться и учить других, делиться не только книжными знаниями, но и теми же смыслами, гармонией и радостью.

Это мой пример, учителя. Но и ученику для успешного обучения нужно пройти подобный путь, подняться высоко по своей собственной пирамиде. 

И родителю, чтобы помочь своему ребенку почувствовать интерес к учебе и поддерживать его тягу к знаниям на протяжении всего обучения, надо понимать, как строится путь к вершине этой пирамиды. И самому подняться повыше, чтобы находиться на одном уровне с ребенком, а не смотреть на него снизу вверх, безнадежно отстав.

Все это может с первого взгляда показаться сложным и никак не связанным с реальной жизнью. Но как раз это и есть реальность, реальные, работающие в жизни закономерности.

Развязка 

Так что, если вы действительно хотите помочь своему ребенку начать учиться с интересом, отнеситесь к материалу этой статьи внимательнее. Посмотрите, где, на каких ступеньках, в описанных мной пирамидах находится ваш ребенок, где находитесь вы лично. Какие ступеньки “провалились”, мешают двигаться выше…

Ну что, стало вам немного яснее, почему ребенку не интересно учиться и как развить его интерес к учебе?

Если “да”, то не теряя времени, беритесь за дело. Ставьте себе цели и идите к этим целям по ступенькам пирамиды, которую я вам представила. И у вас обязательно все получится.

Про то, почему ребенку не интересно учиться и как развить интерес к учебе вам рассказала педагог Мария Владимировна Царенок.

Пролистать наверх