Какие эмоции испытывает человек. Как научить детей справляться с эмоциями

Приветствую! Сегодня поговорим о том, какие эмоции испытывает человек и, как научить детей справляться с эмоциями.

Какие эмоции испытывает человек

Любой человек способен испытывать множество различных эмоций. Эмоции могут быть как хорошими, так и плохими. И если мы завели разговор на эту очень важную, на мой взгляд, тему, то давайте посмотрим,что же такое представляют собой эмоции.

Что такое эмоции

По сути, эмоции — это наше самоопределение. Это наша реакция на различные события внутри нас и в окружающем мире.

Для того, чтобы с этим можно было работать, нам важно увидеть, как же оно возникает, это самоопределение? И потом мы будем знать, что с этим делать.

Например, если я по характеру, скажем так, мягкая. То есть, я всем уступаю, мне сложно сказать то, о чем я думаю. Как вы думаете, почему так? А все потому, что я боюсь это сделать. То есть, я знаю о себе, что я очень добрая.

Сейчас мы говорим о том, какие эмоции испытывает человек. И, вот, самоопределение состоит из привычных эмоций.

Напомню, что на каждую эмоцию в организме вырабатываются гормоны. И от длительности влияния гормонов на нас зависит наше настроение, наш темперамент, даже наш характер.

Как же научить ребенка справляться с такими эмоциями, как вина, страх, злость, раздражение?

Это очень важно — научиться с ними работать. Чтобы не выплескивать их неконтролируемо на окружающих, создавая тем самым проблемы себе и им. Как раз об этом мы будем сейчас говорить.

Чтоб понять какое-то явление, нам важно понять, что при этом явлении происходит в организме.

Формирование эмоций

Давайте посмотрим, как же происходит у нас формирование эмоций. И сделаем это применительно к ребенку-школьнику.

Когда ребенок находится в ресурсе, то у него не будет злости, агрессии и т. д.

Оказывается, наше состояние — это закрепление одних и тех же эмоций, мыслей и гормональных реакций, которые для нас становятся привычными.

Вот для примера обычная ситуация. Мама каждый день учит уроки с ребенком. И ей часто не нравится, как ребенок что-то делает. Она бы хотела, чтобы он работал внимательнее, быстрее, точнее и т. д.

И каждый раз она нервничает, сердится. И при этом постоянно говорит себе — я не буду ругаться, я не буду злиться на ребенка. Но потом доходит до какой-то точки и она — опять раздражена, опять срывается. И хоть мама понимает, что так вести себя неправильно, она управлять собой уже не может. Она начинает опять кричать, опять злиться. А потом —   чувствует вину.

Я думаю, что это многим знакомо. Оказывается, что это просто привычка.

Что такое самооценка

И от этого, от того, что у нас формируются такие привычки, формируется наша самооценка.

Что такое самооценка? В этом слове — 2 слова: само и оценка. Самооценка — это оценка нами самих себя.

Если мама постоянно чувствует конфликт — я хорошая мама, но я ругаю ребенка, хотя не хочу этого делать —  это будет влиять на ее самооценку, снижая ее. Получается, что мы характеризуем сами себя через эмоции и мысли, которые стали для нас привычными.

Например, ребенок часто говорит, что у него что-то не получится. На самом деле, это неправда. Просто для него это стало привычкой, что он боится что-то делать. Потому что в его жизни был какой-то опыт, когда у него что-то не получилось.

И эмоции были настолько неприятные, что он боится это делать, чтобы опять не переживать те неприятные эмоции. Поэтому ему кажется, он даже уверен, что он не справится. И такая неуверенность со временем становится способом жизни.

Пример из жизни

Давайте посмотрим дальше. Например, ребенок хотел сделать что-то хорошее и разбил любимую мамину вазу. Что он чувствует? Он чувствует страх, потому что он сделал что-то плохое. Потом мама его ругает, он чувствует себя виноватым.

У него появились какие-то неприятные ему эмоции. А причина этих эмоций — определенные химические вещества, гормоны, которые образовались в организме в ответ на эту ситуацию.

Потом, когда все прошло и того самого неприятного момента давно нет в жизни, все равно, когда он об этом вспоминает, у него опять выделяются те самые гормоны. Он испытывает те же самые эмоции.

И если он вспоминает об этом часто, или мы сами ему напоминаем, или повторяются похожие ситуации, то эта эмоция становится заученной. И эта заученная эмоция начинает определять наше настроение, наше состояние и наши действия.

Наверняка вы из своего опыта вспомните не одну ситуацию, когда мы о чем-то только подумали — и настроение сразу испортилось. Какого-то неприятного события еще нет, ничего плохого не произошло — а настроение куда-то улетело.

Что такое настроение

Здесь стоит уточнить, что такое настроение.

Настроение —  это состояние, когда определенная гормональная реакция длится достаточно долго, от нескольких часов до нескольких дней. И настроение зависит не от того, что сейчас происходит, а от тех гормонов, которые у нас выделяются.

Вернемся к нашему ребенку. Если он вспоминает что-то хорошее, на что у него выделяются гормоны радости, удовольствия, то настроение тут же меняется на хорошее. А если вспоминаются события, которые ранее вызвали стресс, негативные эмоции, то настроение при этом воспоминании ухудшается.

Теперь поговорим о темпераменте.

Что такое темперамент? Это когда мы некую заученную эмоцию переживаем достаточно долго, от нескольких дней до нескольких месяцев. И тогда эта заученная эмоция определяет наш темперамент. Вы, наверное, слышали, как делят людей на разные группы по темпераменту.

Определение характера

Еще один термин, который нужно уточнить: что такое характер?

Оказывается, что характер — это просто набор привычек, заученных эмоций и заученных действий в ответ на эти эмоции.

Для чего мы сейчас разбираемся с вами с этими терминами и их определениями?

А для того, чтобы понимать их суть. Ведь, если мы начинаем что-то понимать, то мы уже можем с этим работать. Можем менять то, что нас не устраивает. Например, можем менять наши привычки. Даже регулировать в определенной степени характер. Ведь если создалась одна привычка, тогда можно создать и другую, нужную нам.

Мы часто сами себе что-то запрещаем чувствовать. Это начинается в детстве, когда наши чувства, эмоции регулируются родителями, школой. Потом они становятся привычными, заученными. И потом, к 35-ти годам, 95% наших эмоций мы просто не осознаем. На каждое событие идет привычная, неосознанная реакция, без активного участия нашего сознания. И только 5% наших эмоций мы, взрослые, осознаем.

Мы сейчас часто слышим выражения “изменить жизнь”, “жить по своим правилам”. И относимся к этому чаще достаточно скептически, как к нереальной задаче.

На самом деле — все реально.  Да, люди меняют жизнь и действительно начинают жить по своим правилам.

Как же все-таки изменить жизнь?

Мы можем изменить жизнь, просто создавая новые привычки. Надо только определиться, в каком направлении нужно вести изменения, какие именно привычки формировать, какие новые правила устанавливать для своей новой жизни по своим новым правилам.

Шкала эмоций

Оказывается, эмоции можно измерить. Есть вот такая шкала эмоций.

Шкала энергетических вибраций

Эту шкалу разработал Дэвид Хокинс, который был психиатром и психологом. Наблюдая своих пациентов, он видел, что человек что-то может сделать или не может сделать в зависимости от того, в каком состоянии он находится.

Каждая эмоция имеет определенный энергетический статус, несет определенный запас энергии. Чем больше энергии, тем больше желание и возможность действовать, что-то делать.

Если радость несет много энергии, то понятно, почему на крыльях радости мы готовы летать и готовы свернуть горы. А чувства вины, обиды резко снижают уровень нашей энергии и подавляют желание действовать.

Вернемся к нашему ребенку и шкале эмоций.

Если, например, у ребенка есть чувство вины, и эмоция эта оценивается всего в 30 вибраций (это сила энергий), то как вы думаете, если так мало энергии, будет ли ребенок хотеть что-то делать? Нет, конечно. Потому что у него нет на это сил.

Эмоция страх

Аналогично — про страх, если ребенку страшно. Если у него что-то не получается, если он боится за оценки, если он боится учителей, то каков его энергетический статус?

Посмотрите на шкалу эмоций выше. На этой шкале видно какие эмоции испытывает человек, и сколько энергии они нам приносят или забирают. Шкала показывает, что если у него много страхов. Но при этом силы у него больше, чем при чувстве вины. И, все таки, ее все равно недостаточно для каких-то определенных действий

Частое проявление страха — это лень. И когда вы говорите, что ребенок ленится, то присмотритесь к нему, к его состоянию, к его эмоциям. Наверняка у него просто нет сил что-то делать.

Немножко больше силы появляется при гневе. Но для чего обычно используется сила гнева? Ребенок постоянно ссорится, ругается.

У него только на это хватает силы, чтобы хоть как-то выразить свои эмоции, хоть как-то показать свое недовольство. Гнев предполагает такую активную реакцию отпора, выражения недовольства. Но чтобы делать другие действия — учиться, убирать в комнате — у него опять нету сил.

А теперь посмотрите на радость — по энергии это уже цифра 500. И когда мы переводим ребенка в эти 500 вибраций, у него появляется энергия, у него появляется много сил. И появляется желание проявлять активность, эти силы тратить.

Оказывается, от того какие эмоции испытывает человек очень многое зависит в его жизни.

Где взять силы для жизни

Вы спросите: где взять эти силы в реальной жизни? Ответ очевиден: просто нужно перейти в другое состояние.

Если речь идет о нас лично, то мы сами должны найти способ перейти в более энергоресурсное состояние. Если речь идет об окружающих нас людях, например, о детях, то тоже надо найти способ поднять их выше по шкале эмоций.

Возникает вопрос: до какого уровня минимально надо подняться, чтобы появилась сила что-то делать?

Сила для действий появляется где-то на уровне 200 вибраций. На этом уровне на шкале эмоций располагается смелость. Если поднять состояние эмоций до этого уровня, тогда и появляется сила.

Итак, что сделать, чтобы ребенок захотел учиться? Как минимум, перевести его из состояния страха, вины, уныния в состояние смелости. Тогда у него появится и интерес, и желание. И у него будет достаточно сил, чтобы что-то делать.

Что сделать, чтобы перейти вашего “ленивого” школьника в состояние смелости?

Естественно, нужно помочь ему убрать его страхи. Смелый человек — у которого нет страхов. Тогда мы сразу поднимем его на уровень смелости. И он перестанет лениться.

О том, что за эмоция человека страх, и как справиться со страхами, читайте в других статьях здесь и здесь.

О том, какие эмоции испытывает человек и как научить детей справляться с эмоциями, вам сегодня рассказала педагог по диплому и по жизни Мария Владимировна Царенок.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх